«Социальный педагог – соратник ребенка,
и его педагогическое искусство состоит в том,
чтобы не делать все за ребенка, а вовлечь
его в деятельность.
Социальный педагог помогает 
воспитаннику понять окружающий мир…»
Ю.В. Василькова
.


 

Смысл социальной

педагогики – помощь

молодёжи в быстрой адаптации

 к социальной системе,

 противостояние негативным

отклонениям от норм поведения.

Е.Молленхауэр

  

Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся  не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей семейного воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей.  

Основная цель:

– не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.

Задачи:

-Забота и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.)

-Своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде, негативных тенденций в развитии личности ребёнка.

-Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.

-Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.

-Посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами.

В профессиональной деятельности социального педагога имеются три  ведущие функции социально-педагогической работы:

профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;

защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;

организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

 

Ожидаемые результаты

1.Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
3. Уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины.
4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта. 
5. Уменьшение количества правонарушений.
6. Благополучная социализация обучающихся после окончания образовательного учреждения.

 

Методы работы:

  • Методы диагностики-интервью, мониторинг, социологический опрос, тесты,    личностные опросники, социометрия, педагогическое наблюдение.
  • Методы профилактики – социальная терапия, игровая коррекция, социально – психологический тренинг, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания и проблемные ситуации.
  • Методы реабилитации- трудотерапия, групповая терапия.
  • Методы психологического консультирования.
  • Организационно- распорядительные- инструктирование, контроль и проверка.
  • Методы воспитания- положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуации успеха.

Основные направления деятельности

v  Исследования, диагностика:

o   Социологические опросы родителей и обучающихся.

o   Выявление учеников «группы риска», семейного неблагополучия.

o   Изучение личности обучающихся, межличностных взаимодействий групп.

o   Помощь классным руководителям в проведении социометрии.

o   Диагностико- коррекционная работа по профилактике проблем обучения и личностного развития.

o   Изучение жилищно –бытовых условий обучающихся, состоящих на школьном контроле, под опекой, из неблагополучных семей.

o   Опросы, анкетирования с целью выяснения степени удовлетворенности участников образовательного процесса работой учреждения.

o   Диагностика по проблеме профориентации обучающихся.

 

v  Работа с учениками:

o   Тематические беседы, занятия по правовому воспитанию, развитию положительных качеств личности, тренинги общения.

o   Индивидуальные консультации.

o   Профессиональная ориентация.

o   Помощь в организации летнего трудоустройства несовершеннолетних и летнего отдыха слабо защищенной категории учащихся.

o   Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни.

 

v  Работа с учениками «группы риска»:

o   Выявление учащихся, испытывающих те или иные проблемы, негативное влияние со стороны взрослых;

o   Изучение личности учащихся, семейной ситуации развития, круга общения.

o   Помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость ОУ.

o   Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся «группы риска».

o   Помощь в организации занятости и отдыха учащихся в летний период.

o   Контроль посещения школы, успеваемости и занятости.

o   Профилактические мероприятия.

o   Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.

o   Вовлечение учащихся в кружки и секции.

 

v  Работа с родителями.

o   Психолого- педагогическое просвещение.

o   Привлечение родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе.

o   Посещение семей в целях охраны жизни и здоровья учащихся.

o   Коррекция семейных отношений.

o   Индивидуальные беседы. Консультации

o   Организация совместных мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания, здорового образа жизни, профориентации.

 

v     Организационно - методическая работа.

o   Анализ работы.

o   Участие в семинарах

 

Принципы работы:

o   доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;

o   взаимодействие - сотрудничество со всеми работниками школы,

o   своевременность - включение в работу  на самых ранних стадиях;

o   индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;

o   эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;

o   преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;

o   многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;

o   интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;

o   оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;

o    позитивное восприятие, толерантность личности, основанные на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;

o   адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

 

Формы работы:

o   совет профилактики школы;

o   родительские собрания;

o   лекции;

o   диагностика;

o   индивидуальные и групповые консультации;

o   изучение документации;

o   беседа;

o   час общения;

o   наблюдение;

o   тестирование;

o   анкетирование;

o   анализ;

o   консультирование;

o   индивидуальная работа;

o   групповая работа;

o   диагностика